С давних времен огранка драгоценных камней определялась традициями гранильного ремесла. Работа заключалась в том, чтобы придать самоцвету идеальные пропорции с сохранением как можно большего его веса. Так продолжалось до того момента, когда Бернд Манштайнер придумал фантазийную огранку (углубления-срезы на тыльной стороне камня).
Манштайнер жертвовал потерянными при такой резке каратами ради потрясающих световых эффектов на лицевых гранях самоцветов. Идеальной пропорцией он признавал только ту, что помогала ему наилучшим образом высвобождать природную красоту каждого драгоценного камня.
Многие торговцы драгоценными камнями и ювелирными изделиями не понимали, как использовать новую огранку. Но со временем критики стали поклонниками фантазийного стиля, а образцы мастерства Манштайнера заслужили признание и экспонируются в художественных галереях и музеях ювелирного искусства.
Самой известной работой Манштайнера следует признать изысканный и огромный аквамарин «Дон Педро – Морские Волны», весящий 10363 карата. Про него так сказали однажды в Смитсоновском институте, где экспонируется этот камень: «Он – одно из немногих сокровищ, что может привлечь к себе внимание, даже если находится всего в 30 шагах от потрясающего алмаза Хоупа».
Работы Манштайнера в свою очередь вдохновили целую плеяду обласканных наградами гранильщиков, таких как Ричард Гомер, Майкл Дайбер, Джон Дайер и Шерри Коттье Шэнк. Американская Ассоциация Торговли Драгоценными Камнями даже проводит фестиваль «Премии Резных Граней» (Cutting Edge Awards), на котором огранщики представляют свои работы в области искусства фантазийной огранки.
Самым существенным различием между фантазийной и традиционными способами огранки являются типы срезов на драгоценных камнях. Традиционно граненые самоцветы получаются посредством шлифовального круга, который удаляет лишние части и полирует грани. Фантазийную огранку создают нанесением прорезей, оптических впадин и вогнутых фацет при помощи специальных инструментов .
Размер камня при таком типе огранки становится определяющим – чем он больше, тем больше «холст» для резчика. Некоторые разновидности фантазийной огранки используются для алмазов, рубинов, сапфиров и изумрудов, но эти драгоценные камни редко бывают большого размера. Поэтому многие огранщики работают с более доступными и крупными видами самоцветов, такими как кварцы и аквамарин.
Мир ювелирных украшений и фантазийной огранки могут отстоять далеко друг от друга, но без глубокого понимания геммологии не обойтись профессионалам обоих областей искусства. И именно любовь к красоте драгоценных камней помогает им объединяться в больших и маленьких ювелирных шедеврах.