Глиптика


Глиптика - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Одно из наиболее древних искусств.

Мастерством резьбы поражают уже египетские, шумерские, вавилонские, ассирийские геммы. Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу. То точную и графически завершённую, то мягкую и трепетную.

До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм — инталии (это геммы с углублённым изображением), дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в зпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их зффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике.

Для создания и тех и других гемм требовалось несложное оборудование: станок с приводом, набор резцов и обязательно абразивы, так как минералы употреблялись настолько твёрдые (агат, сердолик, гранаты, гематит, сардоникс), что металлический инструмент не мог оставить на них даже царапин.

Особая трудность резьбы инталий, помимо их миниатюрности, состояла в том, что мастер постоянно должен был иметь в виду обратное изображение. Покрытую абразивным материалом, углублённую, как бы негативную, инталию было необходимо время от времени очищать и делать пробные оттиски. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием. Но зато твёрдость минералов сделала геммы поистине вечными. Дойдя через столетия до наших дней, они порой предстают перед нами такими, словно разрушительное время их совсем не коснулось.

Разнообразны сюжеты античных гемм. В них нашли отражение многие стороны материальной и духовной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные человеческие отношения и быт. Иногда миниатюрные изображения являются единственным источником знакомства с жизнью древнего мира. Особенно ценны в них воспроизведения навсегда утраченных шедевров греческой живописи и пластики.

С раннего Средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Высочайшие образцы резьбы по камню мы находим в православном искусстве. Резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых стали неотъемлемой частью архиерейских облачений, они часто используются как вставки в панагиях и митрах. Основным камнем, используемым в культовых предметах, является лазурит.

Наиболее хорошо известна китайская резьба по жаду, и сейчас ей занимаются в крупной ювелирной мастерской в Пекине, где работают по 40 резчиков на каждом этаже.

Исторически большая часть ранней китайской резьбы производилась по нефриту из восточного Туркестана. Начиная с 18 века, китайские резчики стали использовать жадеит, импортируемый из Бирмы (Мьянмы). В 1850 году галька нефрита была найдена в реках Сибири, и появился более доступный источник материала для резьбы. Тем не менее, бирманский жадеит с его более интенстивным цветом оставлася предпочтительным для китайских резчиков.

Другим центром резьбы по драгоценным камням и камеям является Идар-Оберштайн в Германии.

С появлением ультразвуковой резки и быстрым созданием копий с камей работы известных мастеров стало важным уметь отличать камеи ручной резки от их копий. Поскольку ультразвуковая технология приводит к появлению эффекта, который можно описать как "свежевыпавший снег", одним из способов выявления этой технологии обработки является тщательное изучение поверхности камеи. Такие "морозные узоры" заметны в уклублениях камеи, даже если после ультразвуковой резки она была дополирована вручную.

Для резьбы используют различные инструменты - от стального лезвия и напильника до вращающихся фрез и наконечников из карбида кремния. Резьба по корунду из-за его твёрдости осуществляется с помощью алмазных инструментов.

Источники:


  • Марченков В.И. Ювелирное дело. - М.: Высшая школа, 1992.
  • Рид П.. Геммология. - М.: Мир, 2003.



Ювелирная мастерская "Ювелирные мечты"
ИП Седов Дмитрий Юрьевич
ИНН: 505309278501, ОГРНИП: 304334033500142
Владимир, ул. Чайковского, д. 40А
Тел.: +7 (960) 737-92-31, +7 (906) 559-02-86
E-mail: info@jewels-dreams.ru
обязательно согласовывайте время визита к ювелиру!
Политика обработки и обеспечения безопасности персональных данных
Пользовательское соглашение


Интернет-каталог "Ювелирные мечты". ©2011-2017. Дизайн и программирование: Гусаров Андрей andergrim@mail.ru
свадьба во Владимире Ювелирный Портал