'bitrix:b24connector.openline.info' is not a component



Нательный крест


Нательный крест
Фотография нательного креста с молитвой "Спаси и сохрани".

На протяжении всей истории нагрудного креста нет сведений о существовании какой-либо строгой регламентации канонов относительного его формы, иконографии и надписей. Слова преподобного Федора Студита – «Крест всякой формы есть истинный крест» – очень точно выражают отношение Церкви ко всему многообразию форм креста, которое отражало развитие христианского богословия иконописи, а также эстетики конкретной эпохи и определялось тем, что крест должен обозначать соединение верующего с Христом и Святой Православной Церковью. Также исполнение креста в образной и символической форме обязано излагать основы христианской веры (так называемое богословие креста) и прославлять искупительную Жертву Христа и Святую Апостольную Церковь. Крест также нес защитно-оградительную функцию Животворящего Креста, в народе иногда приобретая сакральное значение оберега. С развитием христианского искусства крест также стал художественно-эстетическим выражением духовности.

Подбирая в ювелирном магазине на витрине с нательными крестиками или просматривая каталог ювелирной мастерской с моделями этого духовно-религиозного символа, мы увидим, что на большинстве из них изображен только распятый Иисус. Чтобы сделать правильный выбор, следует присмотреться к деталям и понять насколько изображение Спасителя соответствует канону.

Каким бы ни было разнообразие форм, видов и размеров христианского креста, из золота или меди, с самоцветами или без, следует помнить, что существует «классический» образ креста, дошедший до нас из лучших образцов русской иконописи 14-16 веков, где на семи- или восьмиконечном кресте изображен умерший Спаситель. Глава его склонена к правому плечу, тело выпрямлено или только слегка изогнуто. Руки на перекладине расположены горизонтально, а открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног Христа пригвождены каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Спасителя как бы выражает Божественный покой и величие. Господь словно сходит с креста нам навстречу, открывая свои объятия. Крестчатый нимб над головой символически подтверждает Божественную сущность Христа и Крестную Жертву Господа. Такая иконография, где реализм исторический сочетается с Божественным Откровением, была утверждена в 692 году на Трульском Соборе.

Римская Церковь не приняла правил Трульского Собора – запад остался сторонником идеализированного изображения Христа. На ее Распятиях Спаситель изображался живым, часто облаченным в царское одеяние и корону. Затем на Западе отказались от идеализации в пользу земного реализма. Так появилось Распятие, именуемое и поныне католическим. Христос на кресте изображен как человек, умерший или еще страдающий от мучительной казни. На православных крестах мы видим Бога, добровольно взошедшего на Крест, и принявшего муки нашего ради спасения, а не мучающегося на кресте человека. А католическое искусство уделяет много внимания натуралистичности казни и истязанию человеческой плоти Это выражается и в передаче тяжести провисающего на руках тела, и в пробитых одним гвоздем перекрещенных ступней ног, и в венчание главы Спасителя терновым венцом.

Нательный крест
Фотография нательного креста с каноничным православным изображением Распятия Христа.

Начиная с 18 века, все чаще православные Распятия перенимают детали католического, что можно связывать с насильственным прививанием стране монархами России западной культуры. Но даже в таких подражательных изображениях остается неизменным различие в положение ступней ног Христа, о котором было сказано ранее, и которое особо отмечено в русском иконописном подлиннике.

Таким образом, нельзя оперировать понятиями «православный крест» и «католический крест», так как их просто не существует – крест един. Мы можем лишь говорить о «православном» и «католическом» Распятии.

На обороте тельных крестов могут быть просительные молитвы. Уже на древних византийских, а затем и русских крестах можно встретить такие обращения к Господу и Богородице. Церковь всегда подчеркивала важность просительной молитвы, но также напоминала, что она должна предшествовать внутренней молитве, потому что без продолжения в сердце краткая форма молитвы, записанная на кресте, может звучать как требование и приобретать заклинательный оттенок, свойственный языческим амулетам. Примером чему служат надпись на древних крестах «Богородица помогай» и более современная «Спаси и сохрани», появившаяся в конце 19 века. Выбирая нательный крест, следует помнить, что он наравне с крестным знамением защищает христианина духовно, но его действие не носит защитного характера. Символ креста связан с верой в Бога и с бытием человеческим в Божием мире.

Обратная сторона нательного креста дополняет и раскрывает содержание лицевой стороны. Она несет и поддерживает веру в заступничество божественных сил, поэтому на ней часто изображаются святые защитники и покровители Церкви.

Самым древним и самым распространенным изображением на обратной стороне креста является образ Богородицы, что связано с ее особым почитанием. Образ Богоматери символизирует саму Церковь, кроме того, Богородица, как ближайшая к Господу из всех людей, считается «Заступницей всего рода человеческого».

На древних крестах ее образ часто располагается в центре. Также на них присутствует традиционная надпись: МР ОУ (сокращение от греческого – Матерь Божия).

На древних русских крестах можно встретить надпись – «Богородица помогай».

Иногда, по краям креста, образ Богородицы дополнялся медальонами с изображениями Евангелистов или Архангелов, возводящих ее образ к образу «одушевленного рая».

Нательный крест
Фотография нательного креста с образами святых на обратной стороне.

Желая персонифицировать крест, придать ему более личностный характер, в центре изображали ростовые фигуры святых – чаще всего апостолов, обычно Петра и Павла, или образ архистратига Михаила, святых Бориса и Глеба, святых равноапостольных Константина и Елены, преподобного Сергия Радонежского. С 16 века к ним добавился и образ святого Ангела-хранителя.

14-15 века в России – это период духовной борьбы против многочисленных нашествий иноверных завоевателей. И как следствие – в развитии идеи Церкви воинствующей, на тельниках появляются изображения Архистратига Михаила, святых воинов: Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, святого Никиты, побивающего беса.

Символические изображения и орнаменты использовались на кресте, как правило, для прославления искупительной Жертвы Христа. Образ чаши перешел в христианство еще из Ветхого Завета. В Новом Завете, в молении Спасителя в Гефсиманском саду, «Чаша» предстает как символ промыслительного действия Божественной Воли, определяющего духовные судьбы людей.

Евхаристическая чаша (потир) и виноградная гроздь – символы главного Таинства православного богослужения – Евхаристии.

Орнаментальные мотивы виноградной лозы графически иллюстрируют слова Евангелия – «Я есьмь Лоза виноградная, Отец Мой – Виноградарь, вы, пребывающие во Мне – ветви…».

Тексты молитв и славословий Кресту появились на нательном крестике, как отражение личного благочестия и усердия в вере православных христиан. Наиболее распространенной была молитва кресту: «Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое Воскресение Твое славим». Не менее часто на тельнике встречаются слова 67-го псалма: «Да воскреснет Бог и разточатся врази Его…». Им придают особое защитное значение, так как эти слова входят в молитву Честному Кресту и по тексту молитвы «отгоняют бесов», а значит и все беды и неприятности.

«Крест – хранитель всея вселенныя…» – начало молитвы-похвалы Кресту (продолжение: «Крест – красота церкви, врагов губитель, верных держава, благочестивых хранитель и бесов изгонитель»).

Иногда на кресте встречается текст Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», или сокращенно – «Господи, помилуй».

Уникальным можно считать начертание на кресте начала молитвы за Родину: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы нам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство».

Утверждение «Да будет воля Твоя» – взято из самой известной, даже среди не религиозных людей, молитвы «Отче наш». Эта краткая формула, дает очень глубокое понимание сути личного крестоношения.

Наши нательные кресты в каталоге:

Золотой нательный крест кольцо «Спаси и сохрани» Золотой нательный крест кольцо «Голгофский» Золотой нательный крест кольцо «Кипарисовый»

Источники:


  • Виктор Ермолаев «Обратная сторона иконографических и символических крестов», Платинум №27, 2007г., ст. 50-51
  • Виктор Ермолаев «Нательный крест – история и символика» Платинум, №24, 2006 г., ст. 44-45
  • Виктор Ермолаев «Нагрудные кресты с иконографическими изображениями», Платинум №25, 2006г., ст. 14-15
  • Юрий Федоров «Образ Креста», С-Пб, 2000г.



Ювелирная мастерская "Ювелирные мечты"
ИП Седов Дмитрий Юрьевич
ИНН: 505309278501, ОГРНИП: 304334033500142
Владимир, ул. Чайковского, д. 40А
Тел.: +7 (960) 737-92-31, +7 (906) 559-02-86
E-mail: info@jewels-dreams.ru
обязательно согласовывайте время визита к ювелиру!
Политика обработки и обеспечения безопасности персональных данных
Пользовательское соглашение


Интернет-каталог "Ювелирные мечты". ©2011-2017. Дизайн и программирование: Гусаров Андрей andergrim@mail.ru
свадьба во Владимире Ювелирный Портал