Возраст индийских ювелирных традиций насчитывает более 5000 лет. Искусство ювелиров за это время так возросло, что в настоящее время вдохновлявшие наших предков растительные элементы, к примеру, цветы и листья, сейчас находят своё воплощение в серебре и золоте почти не отличимое по виду от оригиналов.
В ранний период становления ювелирного дела для изготовления украшений мастера использовали натуральные материалы, щедро предоставляемые окружающей природой: семена, перья, листья, ягоды, фрукты, цветы, кости, зубы и когти животных. Даже в наши дни такие украшения до сих пор изготавливаются некоторыми племенами. Раскопки в Махенджо-Даро и других ранних очагах цивилизаций долины Инда открывают нам богатое разнообразие узоров ручных изделий и показывают, что множество мужчин и женщин того времени носили украшения из золота, серебра, меди, слоновой кости, драгоценных и полудрагоценных камней. Рамаяна и Махабхарата изобилуют описаниями украшений, а кодекс Ману определяет обязанности ювелира.
В третьем веке до нашей эры Индия была ведущим поставщиком драгоценных камней, в особенности алмазов. Золото, как правило, ввозилось в страну, и так было даже при правлении Великих Моголов.
В Индии ювелирные изделия изготавливаются практически для любой части тела. Традиционными украшениями индийских женщин являются украшения из золота, "навратна", ожерелья "кундан", серьга в нос "нат", золотые браслеты и подвески "тика". Такое разнообразие украшений свидетельствует о высоком мастерстве, которого достигли индийские ювелиры. Выбор ювелирных изделий варьируется от имеющих религиозное значение до вполне светских, несущих просто эстетическое наслаждение. Ювелирному ремеслу с древнейших времён оказывалось королевское покровительство, потому что в Индии ювелирные изделия – больше, чем просто привлекательные вещи, они – символы божественного изобилия и материальных благ.
Раджи и махараджи соперничали друг с другом в обладании самыми изысканными и великолепными ювелирными украшениями. Храмовые комплексы потребляли большое количество разнообразных сандаловых бус и чёток, ожерелий из ягод рудракши (элеокарпуса), разноцветных шелков, шейных украшений вышитых золотыми нитями.
В индуистских, джайнистских и сикхских общинах, где женщины не наследует землю, ювелирные изделия являются основой стридханы (streedhana) – подарков женщине во время её брака – так как они легко обращаются в наличные деньги и таким образом рассматриваются как гарантии её обеспеченности. Украшения также используются в качестве отличительных знаков принадлежности определённому племени среди кочевых и переселенческих родовых общин. Так часто можно встретить женщин Баньяры обвешанных разнообразными серебряными украшениями.
Обилие серёг различных размеров, браслетов из кости, раковин, слоновой кости на руках от запястий до подмышек, серебряные браслеты, шейные украшения, подвески, ожерелья, кольца в носу, тяжёлые браслеты – всё это носят большинство переселенцев, особенно в Западной Индии. Вставки драгоценных камней в эти изделия широко распространены из-за поверий, наделяющих их мистическими свойствами. В Бангалии часто скручивают в браслет железную, серебряную и золотую проволоки, сплетение которых, согласно поверью, даёт владельцу браслета здоровье и силу.
Традиционно в Индии ювелирами являются мужчины, в зависимости от региона их называют по-разному: сонар (sonar), сварнакара (swarnakara), панчалар (panchallar) или ваттан (thattan). В ведическую эпоху ювелиры имели более высокий статус среди ремесленников, возможно, потому, что работали с драгоценными металлами и имели покровительство правителей. Исторические исследования показывают, что индийские ювелиры освоили при производстве украшений множество навыков необходимых для тонкой ювелирной работы: составление сплавов, литьё, изготовление тонкой проволоки, закрепку камней, инкрустацию, покрытие металлами, в частности золочение.
В небольших селениях ювелир мог выполнять весь технологический процесс изготовления изделия, в больших городах существовало разделение труда: златокузнецы изготавливали основы, чатеры – гравировали, кундансаазы или джарья – вставляли камни, после чего меенасаазы покрывали изделия эмалями.
Многие регионы Индии прославились собственным уникальным стилем ювелирных украшений – области Орисса и Андхра-Прадеш – тончайшей серебряной филигранью, Джайпур – искусством эмалирования (меенакари), Нагеркойл – храмовыми украшениями, а Дели – установкой драгоценных камней (кундан).
Бесконечное множество изготавливаемых серебряных бус можно найти по всей Индии, особенно в Раджастане, Гуджарате, Мадхья-Прадеше и Химачал-Прадеше. Филигранные работы, узоры из листьев, цветов, бабочек, птиц, геометрических фигур – все выполнены из серебряной проволоки. Искусные ювелиры делают основы картин из толстой проволоки, а затем более тонкой наносят на них кружево узоров.
Меенкари и кундан (эмалирование и закрепка камней) – ювелирные стили, возникшие во времена правления Великих Моголов, используются в совместном сочетании для изготовления таких изделий как ожерелья и шейные (воротниковые) украшения.
Храмовые украшения Нагеркойла обыкновенно имеют золотую основу, усыпанную красными и зелёными полудрагоценными камнями. Такие украшения использовались в качестве подношений богам, отчего и получили такое название. Сегодня некоторые из них изготавливают уже из серебра, а золотом только покрывают готовое украшение.
В Ассаме чистое (24-каратное) золото идёт на изготовление серёг и ожерелий в виде образцов местной флоры и фауны: серьги "хона" в виде орхидей, "локопаро" – в виде двух птиц сидящих спина к спине.
В Нагаланде золото используется для изготовления бусин в виде человеческих голов и воронкообразных форм, которые в сочетании с ракушками, когтями и зубами животных, драгоценными и полудрагоценными камнями нанизываются на бусы.
Исполненные из золотых сплавов украшения Тамил-Наду и Керала вдохновлены природой. Мотивы пэйсли (разноцветный орнамент – по названию шотландского города – в виде перьев) и амби (круговые элементы), рисовые зёрнышки, капюшон кобры, семена дыни и тыквы – вот примеры некоторых образов запечатлённых в них.
Серебряные кузнецы Химачал-Прадеша изготавливают большие украшения тонкого и одновременно сложного плетения. Головные уборы, называемые "чак", длинные серьги и большие кольца для ношения в носу с лепестком папалы или птицей характерны для данной области. В Ладакхе распространены чудесные серебряные шкатулки и головные уборы называемые "перак" с рядами нашитых на них бус из бирюзы, сердолика, коралла и агата.
Ниже приведены описания некоторых типов индийских украшений.
Типично индийское украшение включает в себя девять различных камней, которые символизируют основы индийской астрологии. Каждый камень олицетворяет собой энергию определенной планеты. Дарящий жизнь рубин является олицетворением солнца и располагается в центре украшения. Он окружен бриллиантом, желтоватым камнем под названием «кошачий глаз», голубым сапфиром, жемчугом, кораллом, изумрудом, гиацинтом и топазом. Данное украшение дарует космическую защиту своему владельцу.
Кундан – изделие из чистого золота, сложного и изысканного дизайна, с разноцветными камнями. Чаще всего используются такие драгоценные камни, как изумруд, гранат, аметист, шпинель. Украшение комбинируется с эмалью таким образом, чтобы изделие имело две красивых поверхности. Одну украшенную драгоценными камнями, другую – эмалированную. Ожерелья "кундан" укладываются на полосы бархата, тем самым сохраняя эмаль, чтобы она никогда не соприкасалась с кожей.
Хаара – ожерелье, колье или бусы. Считается, что ожерелье приносит удачу, привлекает и сохраняет любовь. Богатое и яркое ожерелье защищает своего владельца от опасности и сглаза. Каждая индийская женщина обязана иметь его в своём приданном. Очень часто такие ожерелья передаются по наследству. Они, как правило, сделаны из золота или серебра, сейчас их ещё делают из бисера. Тонкие ожерелья носят с подвесками, подчёркивая изящество первых. В качестве подвесок могут выступать драгоценные камни, фигурки из золота и серебра в виде звёзд, луны, солнца, сердца и тому подобных.
Наручные браслеты символизируют энергию солнца, своего рода круги света. Являются знаком замужней женщины.
Традиционные украшения с желтым сапфиром - одним самых знаменитых драгоценных камней Индии. Считается, что жёлтые сапфиры наделены целительной силой, даруют духовное просветление и процветание своему владельцу. Традиционно каждый индиец имеет золотое кольцо, украшенное сапфиром. Обычно такое кольцо носится на указательном пальце.
Ножные браслеты ("пайал", "пайеб") – носят на лодыжке как дети, так и молодые, и старые женщины. Это украшение имеет множество стилей исполнения. Традиционно их носят незамужние девушки. Как правило на ножных браслетах располагается несколько колокольчиков, чтобы привлечь внимание к ножкам их владелицы. Эти браслеты изготавливаются и из золота, и из серебра. Встречаются не только звенящие браслеты, но и обычные, как инкрустированные драгоценными камнями, так и бисером, гибкие и негибкие. Гибкие делают из соединённых звеньев, вроде цепочки, а негибкие – из металлических листов.
Таркаши – ювелирные изделия тонкой филигранной работы. Как правило их изготавливают из серебра. Техника филиграни используется не только для производства ювелирных украшений, но и для декорирования шкатулок, подносов, тарелок, ложек, стаканов, ваз для цветов, кошельков и многих других предметов.
Поясные ювелирные украшения (камарбанд, тагди) – уникальные изделия. Их одевают чуть ниже талии, подчёркивая стройность женской фигуры. И хотя по существу их используют как часть свадебного наряда или наряда для танцев, такие пояса можно увидеть на индийских женщинах и просто пройдясь по городу. Стиль исполнения пояса меняется в зависимости от области его изготовления. На севере он больше похож на связанные цепочки, соединённые на концах и украшенные маленькими подвесками или драгоценными камнями. Материалом может служить золото, серебро или другой металл. На юге пояса менее гибки, так как изготавливаются из соединённых полос или листов металла, украшенных гравюрами.
Кольца в нос ("нат", "натни", "кока", "лаунг") – одно из самых популярных украшений в Индии. Впервые они появились на Ближнем Востоке, традиция носить кольца в носу пришла в Индию во времена правления Великих Моголов. В те времена эти украшения выглядели как небольшие цветочные узоры, иногда инкрустированные драгоценными камнями. В некоторых случаях эти кольца дополняли продетые в них цепочки с подвесками.
Кольца для пальцев ног ("бичуа", "бичиа") обычно носились замужними женщинами, хотя сейчас их одевают и молодые девушки. Такие кольца бывают различного вида, но обязательным условием их является то, чтобы кольцо свободно скользило по пальцу ноги. Традиционно их изготавливают из серебра, реже из золота. Иногда их украшают драгоценными камнями или гравируют на них узоры. Кольца для пальцев ног считаются идеальным подарком жениха невесте и являются одним из главных аксессуаров выходящей замуж девушки.
Не зря говорят, что на индийской женщине может не быть одежды, но украшения должны быть обязательно. Поскольку женское тело по индийской мифологии связано с энергией Космоса, украшения являются своеобразными проводником этой энергии. Поэтому почти все индийские женщины носили и носят украшения. Нельзя нарушать неписаные законы, которых она должна придерживается в силу своей женской природы.